Цель программы: чтобы у каждого ребёнка и молодого человека с инвалидностью, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и интернатах, появился добровольный индивидуальный помощник (ДИП), для того чтобы максимально раскрыть и реализовать возможности каждого подопечного.
ДИП берёт на себя обязательство в течение длительного времени (не менее одного года) оказывать комплекс мер необходимой практической помощи, в том числе социальной и моральной поддержки, дополнительного социального обслуживания и социальной реабилитации конкретному воспитаннику или нескольким конкретным воспитанникам Учреждения, исходя из его (их) индивидуальных потребностей, и направленных на улучшение качества их жизни.
Основная задача помощника – понять индивидуальные потребности человека с инвалидностью и содействовать ему в доступе к необходимым в его ситуации услугам.
Преамбула:
Многолетний опыт работы благотворительных организаций доказал необходимость создания добровольного индивидуального сопровождения, когда доброволец, получивший специальную подготовку, берёт на себя обязательство длительное время сопровождать одного или двух конкретных подопечных, в том числе и после достижения ими совершеннолетия и выхода за пределы детского дома.
По достижению совершеннолетия ребёнок с инвалидностью, как правило, автоматически переводиться в психоневрологический интернат для взрослых, где проживающим обеспечивают биологический уход, но совершенно не занимаются их развитием. Для человека это огромный стресс – когда полностью меняются условия жизни, вокруг только незнакомые люди и нет никого, кому можно доверять, к кому можно обратиться за советом и помощью. Сотрудники учреждения социальной защиты – детского дома или интерната, тоже всё время меняются, каждый из них занимается обслуживанием какой-то конкретной потребности ребёнка, но не его развитием в целом.
Поэтому ДИП регулярно встречается с подопечным, общается, участвует в различных мероприятиях, узнаёт о его потребностях. Подшефный в случае необходимости всегда может обратиться к ДИП за помощью и поддержкой в любых ситуациях. ДИП с Организацией составляет индивидуальную стратегию развития по улучшению качества жизни для своего подопечного, что позволяет оказывать более качественное и комплексное сопровождение и максимально полно раскрывает потенциал подшефного ребёнка или молодого человека.
Например, для одного подопечного раскрытием его потенциала будет освоение навыков элементарного самообслуживания – обучение пользованию ложкой и горшком, самостоятельному перемещению и т.д., а для другого – социальная адаптация, подготовка к самостоятельной жизни в обществе, получение профессии и помощь в получении собственного жилья.
Невозможно составить эффективную программу развития, подходящую для всех детей вообще, но это возможно для одного конкретного человека. Индивидуальная стратегия развития по улучшению качества жизни конкретного подопечного позволяет учитывать его индивидуальные потребности, используя комплексный подход с привлечением необходимых специалистов.
Для решения описанных выше проблем была создана программа «ДИП», где добровольцы получают всестороннюю подготовку для взаимодействия с детьми и молодыми людьми с инвалидностью, учатся понимать и принимать друг друга такими, какие есть, впоследствии становясь связующим звеном, «мостиком» между особым ребёнком или молодым человеком и обществом.
Также благодаря взаимодействию с ДИП у подопечных расширяется круг интересов, улучшаются коммуникативные навыки, формируются новые положительные модели поведения, повышается уверенность в себе и своих силах.
Общие задачи Организации:
- Оказание эмоциональной поддержки детям и молодым людям с инвалидностью, оставшимся без попечения родителей и находящимся в трудной жизненной ситуации;
- Формирование позитивной ролевой модели для ребёнка или молодого человека;
- Развитие потенциала ребёнка или молодого человека с инвалидностью;
- Расширение кругозора ребёнка или молодого человека и его представлений о мире.
Таким образом, Программа решает следующие задачи:
1. Привлечение добровольцев;
2. Проведение ежемесячных тренингов и семинаров для добровольцев по подготовке ДИП к эффективному осуществлению индивидуального шефства над подопечными;
3. Организация еженедельных поездок для добровольцев и ДИП в детский дом и психоневрологический интернат;
4. Мониторинг физического и психологического состояния подопечного, условий его проживания, отношений с персоналом ДДИ и ПНИ силами специалистов и ДИПов программы;
5. Содействие адаптации выпускников в ПНИ;
6. Поиск внешних ресурсов для сопровождения;
7. Защита правовых интересов подопечных с привлечением юридического подразделения БОО «Апельсин»;
8.Проведение ежемесячных выездных мероприятий для ДИП и их подопечных;
9. Регулярное получение информации о нуждах и потребностях подопечных из Дневника добровольного индивидуального помощника;
10. Составление индивидуальных стратегии всестороннего развития подопечных на 1 год;
11. Развитие потенциала подопечных с помощью реализации индивидуальных стратегий всестороннего развития;
12. Проведение встреч «Юридического подразделения» не менее 2 раз в месяц, направленных на обеспечение защиты интересов и повышение качества жизни подопечных;
13. Ежемесячное проведение супервизий для оказания эмоциональной поддержки добровольцам и ДИП;
14. Проведение мониторинга и оценки результатов программы.
Целевая группа:
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 4 до 18 лет, а так же молодые люди с инвалидностью в возрасте от 18 до 35 лет, проживающие в детском доме или интернате.
— Потенциальные участники проекта «ДИП» — люди достигшие совершеннолетия и старше.
Участники:
— координатор Программы в детском доме интернате №4 г. Павловска
— координатор Программы в психоневрологическом интернате №3 г. Петергофа
— специалисты, ДИПы и волонтёры БОО «Апельсин»
— сотрудники ДДИ и ПНИ
— представители других государственных учреждений, в т.ч. Комитета по социальной политике, МСЭ, поликлиник, суда, органов опеки, Аппаратов Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребёнка, прокуратуры, Комиссии по делам несовершеннолетних.
Организация общения пар «ДИП – подопечный».
С самого начала обговаривается регулярность встреч, удобное место и время, возможные занятия.
Основные задачи, решаемые на этапе взаимодействия пар «ДИП – подопечный»:
- построение долгосрочных доверительных отношений и оказание ДИП эмоциональной поддержки своему подопечному;
- развитие коммуникативных навыков подопечного благодаря общению с ДИП, другими добровольцами и обществом в целом (например, во время участия в выездных мероприятиях);
- расширение кругозора ДИП и подопечного;
- получение информации о нуждах и потребностях конкретного подшефного;
- составление индивидуальной стратегии всестороннего развития подопечного;
- помощь подопечному в максимальном раскрытии его потенциала и возможностей путём реализации индивидуальной стратегии всестороннего развития;
- проведение мониторинга и оценка результатов участия в Программе.
Одним из компонентов Программы является совместное проведение досуга ДИПа и его подопечного. Организация регулярно организовывает мероприятия для ДИПов и их подопечных как на территории интернатов (еженедельно), так и за его пределами (раз в месяц), предоставляет бесплатные билеты на мероприятия и т.д.
Для подопечного, по инициативе ДИПа разрабатывается индивидуальная стратегия развития. В зависимости от трудностей, которые имеются у подопечного, концепция может включать в себя дополнительные задачи, например:
- поддержка подопечного в преодолении имеющихся эмоциональных и поведенческих трудностей;
- организация досуга подопечного;
- поддержка подопечного в преодолении личностно-социальных трудностей;
- поддержка подопечного в восполнении пробелов в знаниях вследствие недостатка образования;
- помощь в освоении школьной программы;
- поддержка в пред- и послеоперационный период;
При этом важно отметить, что ДИП является координатором индивидуальной стратегии всестороннего развития своего подопечного, активно участвует в её реализации и привлекает с помощью Организации необходимых специалистов (медицинских работников, педагогов, психологов, юристов и т.д.).