Новости

Открытый разговор с психологом

Вопрос 1: Как выстроить доверительные отношения с человеком, проживающим в интернате и при этом не навредить ему, если связь, возможно, на какое-то время может оборваться? Как стать другом и поддержкой?

Рождается встречный вопрос: что значит доверительные отношения для вас? И с какой целью вы хотите выстраивать их с человеком из интерната – скорее для обогащения своего опыта или скорее опыта человека. Это важный вопрос, который стоит задать себе. В случае, если вы хотите обогатить эмоциональный опыт человека из ПНИ (психоневрологического интерната), он обогащается сам по себе при общении с вами, потому что это общение не похоже на обычное взаимодействие в рамках общения в ПНИ. Степень доверия – это субъективная мера, но в любом случае она укрепляется со временем и возникает не сразу. На мой взгляд, опыт такого общения даже если он не навсегда – это лучше, чем его полное отсутствие в жизни человека.

Вопрос 2: Навсегда ли это – те состояния, которые есть у проживающих в интернате?

В ответе на этот вопрос, важно обратиться к понятию «госпитализм». Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — совокупность психических и соматических последствий, наступающих при длительном пребывании человека в больничной среде в отрыве от близких людей и от дома. В широком смысле под госпитализмом понимаются неблагоприятные психологические условия такой среды и результаты их действия на состояние человека. Понятие «госпитализм» ввёл австро-американский психоаналитик Рене Шпиц применительно к детскому госпитализму. Последствия госпитализма чаще всего наблюдались и более изучены у детей, однако они могут проявляться и у взрослых.

Александр, проживающий в интернате, источник «Такие дела»

Чем больше человек находится в ситуации госпитализма, тем меньше его потенциал самостоятельности. Даже при отсутствии функциональных нарушений и соматическом здоровье. То есть даже при смене жизненной ситуации – выход из ПНИ и проживание самостоятельно или с сопровождением, последствия госпитализма остаются, и для их устранения необходимо время и большая поддержка. Поэтому важно постепенно выводить человека в зону самостоятельности (например, при переводе в самостоятельное проживание), потому как сама ситуация госпитализма могла стать для него привычной и в каком-то смысле жизненной опорой.

Вопрос 3: Как вести себя, когда молодой человек, проживающий в детском доме проявляет себя, как молодой человек: воздушные поцелуи, строит глазки, просится на руки посидеть, на колени?

Важно понять, являются ли эти проявление сексуализированным поведением. Возможно, это способ поиска удовлетворения потребности в эмоциональном контакте, и потребность в тактильной или двигательной реализации. Но если гипотеза о сексуализированном поведении подтверждается, можно совершить следующее:

  1. Выявить, что запускает сексуализированное поведение (когда, как часто, рядом с кем и в присутствии кого, где). Это нужно, чтобы составить представление о причинах.
  2. Не оценивать действия подростка, молодого человека или девушки. А спокойно, не выражая эмоций сообщить о своих ощущениях: мне не приятно, когда ты трогаешь меня, я не хочу, чтобы ты сидел у меня на коленях.
  3. Можно, предложить альтернативу, в которой человек может проявить свои активные действия или получить тактильные впечатления. Например, какое-то совместное творческое действие, где есть тактильный компонент с материалом или двигательный (лепка, танец, зарядка, подвижная игра).

Вопрос 4: Какие слова, жесты не использовать лучше при проживающих в интернатах?

Слова и жесты являются формами коммуникации. Коммуникация – это процесс взаимообмена информацией. Но если Вы понимаете, что Ваше слово или жест не понятны собеседнику, или оскорбительны для него, эти формы лучше не использовать.

Вопрос 5: Если человек, проживающий в интернате, периодически говорит матом, как реагировать, что говорить при этом и надо ли?

А как Вы реагируете вне интерната на то, что человек говорит матом? Употребляете ли Вы сами матерную лексику? Если ответ положительный – стоит задуматься, почему вообще у вас возник такой вопрос. Человек из интерната растет и развивается по тем же законам что и мы. Вероятно, сейчас он проживает период, когда его вербальное развитие обогащается новыми формами. В этом нет ничего страшного. Но если вы заинтересованы в том, чтобы человек реже употреблял такие слова, важно не подкреплять такие проявления – ни позитивно, ни негативно. То есть не реагировать эмоционально на такие проявление, а рассказать человеку что вам неприятны такие формы общения (если это действительно так конечно).

Вопрос 6: Как разговорить подростка, помочь преодолеть его замкнутость и показать, что он может быть услышанным и начать доверять, чтобы общение с ним не было похоже на допрос с односложными ответами подростка?

Если человек в подростковом возрасте замкнут – то возможно, таким образом он находит пространство для себя. Также у человека в интернате могут быть различные причины быть замкнутым – от психического состояния и личностных черт до влияния среды. Человек вообще может просто не хотеть быть открытым – и это его право. В любом случае – для «прорастания» доверия необходимо время и регулярность общения с вами.

Занятие в ПНИ №7

Вопрос 7: Нормально ли общаться с человеком из интерната максимально открыто, как с другом?

Если при этом вы не нарушаете границы человека, и если у вас уже есть дружеский контакт – нормально. Но если человек не является вашим другом, вы его видите в первый или второй раз в ПНИ – это не повод для дружеского максимально открытого разговора. Представьте себе, на улице, в новом коллективе коллег или в иной ситуации вы сразу становитесь максимально открытым. Вероятно, это может вызывать у собеседника не всегда положительную ответную реакцию. Зачем тогда общаться так с человеком из ПНИ (в случае если ваш контакт пока не дружеский)?

Человек в ПНИ – в первую очередь человек. ПНИ – это не он, это особенности среды, в которых он адаптировался тем или иным образом.
Программа ДИП Полезные материалы Общее
Made on
Tilda