Интервью с детским психологом БОО СПб «Апельсин» Валерией Дементьевой. Валерия с сентября 2023 года, в рамках проекта «Во взрослую жизнь вместе», поддержанного Фондом президентских грантов, занимается с ребятами из Детского дома-интерната №4 г. Павловска. Она готовит детей к безболезненному переходу в психоневрологические интернаты, куда они отправятся, когда им исполнится 18 лет. Резкая смена обстановки, чужие люди, снижение количества занятий и личного внимания - всё это тяжело пережить любому человеку. Задача психолога- снизить грядущий стресс. О том, как это получается, а ещё как может волонтёр помочь ребёнку, мы поговорили с Валерией.
Какие задачи вы ставите перед собой, работая с ребятами в детском доме?
Моя цель - увеличение адаптационного потенциала ребят из ДДИ, чтобы их переход из детского дома в психоневрологический интернат для взрослых (ПНИ) проходил более комфортно. Для достижения этой цели своей основной задачей я вижу развитие эмоционально-волевой сферы детей, т.к. именно она является основным показателем общего состояния ребёнка (да и взрослого тоже). Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы проявляется как в примитивности переживаемых эмоций, так и в сниженной, чаще откровенно очень низкой, мотивации к познанию окружающего мира, какой-либо деятельности, связанной с напряжением воли или необходимостью сосредоточиться. Ребёнок (а в будущем - взрослый), как бы «ничего не хочет» и, собственно, ничего не делает, что, естественно, отражается на качестве жизни и ведёт к ещё более глубоким нарушениям развития и к деградации.
Ничто в природе не статично, всё живое и неживое либо растёт, либо увядает - либо развитие, либо деградация. Наша цель – развитие.
Моя цель - увеличение адаптационного потенциала ребят из ДДИ, чтобы их переход из детского дома в психоневрологический интернат для взрослых (ПНИ) проходил более комфортно. Для достижения этой цели своей основной задачей я вижу развитие эмоционально-волевой сферы детей, т.к. именно она является основным показателем общего состояния ребёнка (да и взрослого тоже). Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы проявляется как в примитивности переживаемых эмоций, так и в сниженной, чаще откровенно очень низкой, мотивации к познанию окружающего мира, какой-либо деятельности, связанной с напряжением воли или необходимостью сосредоточиться. Ребёнок (а в будущем - взрослый), как бы «ничего не хочет» и, собственно, ничего не делает, что, естественно, отражается на качестве жизни и ведёт к ещё более глубоким нарушениям развития и к деградации.
Ничто в природе не статично, всё живое и неживое либо растёт, либо увядает - либо развитие, либо деградация. Наша цель – развитие.
Занятие в ДДИ №4
Есть ли динамика у ребят? Всё ли идёт хорошо?
Мы с ребятами прошли несколько «волн». Первая - кто-то меня узнал и ярко радовался встрече. Это Саймон (сейчас уже переведён в ПНИ), Никита, Саша Я., Валя. Кто-то увидел впервые и был более сдержан, но быстро раскрылся и стал показывать себя с лучшей стороны, стараться завоевать максимум позитивного внимания. Это Савелий, Толик, Даниэль, Максим, Дима (тоже уже переведён в ПНИ). Денис воспринял настороженно, долго не шёл на контакт, «принимал» меня только в присутствии Лены, логопеда (Елена Мясникова - логопед, работающий от БОО СПб «Апельсин» в рамках того же проекта - прим. автора), с ней контакт был давно налажен. Но все ребята вне зависимости от яркости встречи и лёгкости или сложности в установлении контакта восприняли меня как волонтёра, который будет, соответственно, следовать за их детскими желаниями: гулять, играть, в общем, развлекать. Но, не тут-то было)))
Пришла вторая волна – осознание того, что Лера равно «занятия», а не игры и прогулки. Это тоже интересно, но бывает сложно, надо напрячься, чтобы получить желаемый бонус (выбрать любимую песню, завершающую занятие, раскраску, наклейку). Особенно это сложно как раз на первых встречах, в период диагностики, эта работа сама по себе не проста. К тому же накладывается адаптация и к самому формату мероприятий, и к новому человеку. Тут почти все «сдулись», как раз из-за сниженной мотивации (особенно ярко это было у Даниэля и Толика). Не сразу шли на занятие, не сразу приступали к выполнению задания, подолгу «торговались» за бонус.
Преодолели и пришли к 3 этапу, где всё ровно и в позитиве. Мне уже не нужно усмирять непомерную сашину радость (и для Саши такой навык удержания своих эмоций на адекватном уровне – огромный шаг) или захваливать Даниэля, чтобы уговорить присоединиться к занятию.
Мы с ребятами прошли несколько «волн». Первая - кто-то меня узнал и ярко радовался встрече. Это Саймон (сейчас уже переведён в ПНИ), Никита, Саша Я., Валя. Кто-то увидел впервые и был более сдержан, но быстро раскрылся и стал показывать себя с лучшей стороны, стараться завоевать максимум позитивного внимания. Это Савелий, Толик, Даниэль, Максим, Дима (тоже уже переведён в ПНИ). Денис воспринял настороженно, долго не шёл на контакт, «принимал» меня только в присутствии Лены, логопеда (Елена Мясникова - логопед, работающий от БОО СПб «Апельсин» в рамках того же проекта - прим. автора), с ней контакт был давно налажен. Но все ребята вне зависимости от яркости встречи и лёгкости или сложности в установлении контакта восприняли меня как волонтёра, который будет, соответственно, следовать за их детскими желаниями: гулять, играть, в общем, развлекать. Но, не тут-то было)))
Пришла вторая волна – осознание того, что Лера равно «занятия», а не игры и прогулки. Это тоже интересно, но бывает сложно, надо напрячься, чтобы получить желаемый бонус (выбрать любимую песню, завершающую занятие, раскраску, наклейку). Особенно это сложно как раз на первых встречах, в период диагностики, эта работа сама по себе не проста. К тому же накладывается адаптация и к самому формату мероприятий, и к новому человеку. Тут почти все «сдулись», как раз из-за сниженной мотивации (особенно ярко это было у Даниэля и Толика). Не сразу шли на занятие, не сразу приступали к выполнению задания, подолгу «торговались» за бонус.
Преодолели и пришли к 3 этапу, где всё ровно и в позитиве. Мне уже не нужно усмирять непомерную сашину радость (и для Саши такой навык удержания своих эмоций на адекватном уровне – огромный шаг) или захваливать Даниэля, чтобы уговорить присоединиться к занятию.
Занятие в ДДИ №4
Важнее этих (естественных, в общем-то, волн) то, что ребята начали проявлять своё Я, свой интерес. Они дают понять (доступным способом), что им нравится или не нравится музыка – САМИ выбирают карточку с инструментом, который хотят услышать, указывают на другую карточку (или говорят), когда звучащая музыка им не нравится. САМИ выбирают сюжет картинки для раскрашивания, материалы (карандаши, мелки), цвета. Могут выбрать, что именно будут делать (рисовать, лепить, заниматься с сенсорными дощечками и т.д.).
Людям, выросшим в системе, очень сложно даётся выбор, они не привыкли выбирать, они делают то, что им сказали делать, за них уже всё выбрано.
Саймону, Никите, Мурату (ярче всех) в начале нашего пути требовалось одобрение буквально каждого шага, каждого штриха, даже когда они уже получили и задание, и доступную инструкцию к нему, а уж о том, чтобы ВЫБРАТЬ самому – речи не шло. Это, конечно, не только отсутствие навыка, но и страх совершения ошибки, страх неодобрения, высокая тревожность. Сейчас по многим ребятам можно видеть, что тревожность снизилась.
Насколько важно ребёнку, проживающему в интернате, выезды за его пределы, приезд гостей (волонтёров)? Что это им даёт? Как влияет на развитие? Вы знаете, что «Апельсин» старается это делать как можно чаще.
Человеку нужен человек. Волонтёры – хорошо, стабильные волонтёры (ДИПы) – прекрасно! Чем обширнее ребенок приобретает жизненный опыт, чем больше он видит. слышит, чувствует, тем интенсивнее происходит развитие его отношений к себе, к другим людям, предметному и социальному миру. И уже говорила выше: мы либо развиваемся, если с нами что-то происходит (мы видим, слышим, чувствуем что-то новое), либо деградируем, если «стоим на месте».
Человеку нужен человек. Волонтёры – хорошо, стабильные волонтёры (ДИПы) – прекрасно! Чем обширнее ребенок приобретает жизненный опыт, чем больше он видит. слышит, чувствует, тем интенсивнее происходит развитие его отношений к себе, к другим людям, предметному и социальному миру. И уже говорила выше: мы либо развиваемся, если с нами что-то происходит (мы видим, слышим, чувствуем что-то новое), либо деградируем, если «стоим на месте».
Дети и взрослые в ДДИ и ПНИ депривированы, они находятся в очень маленькой, замкнутой и очень стабильной (однообразной) системе, в какой-то мере мы все это испытали в период карантина – здоровые, крепкие, казалось бы, люди буквально сходили с ума от невозможности сменить локацию и окружение. Дети в ДДИ буквально живут в пожизненном карантине (чуть менее строгом, конечно).
Стоит ли бояться волонтёру, если ребёнок сильно тянется к нему и начинает называть мамой или папой? Как вести себя в таком случае?
Становиться ДИПом (добровольным индивидуальным помощником). Ребёнок пытается напитаться индивидуальным вниманием, удовлетворить потребность в близком общении, это естественно. НО! Дистанция необходима, излишнее сближение может навредить, если волонтёр не планирует действительно забрать ребёнка из детского дома (ну а вдруг), то нужно мягко напомнить ребёнку свой статус – «Ты мне тоже очень нравишься, но я – друг, волонтёр, не мама или папа». Если у ребёнка есть приезжающие к нему родители, об этом тоже можно упомянуть.
Становиться ДИПом (добровольным индивидуальным помощником). Ребёнок пытается напитаться индивидуальным вниманием, удовлетворить потребность в близком общении, это естественно. НО! Дистанция необходима, излишнее сближение может навредить, если волонтёр не планирует действительно забрать ребёнка из детского дома (ну а вдруг), то нужно мягко напомнить ребёнку свой статус – «Ты мне тоже очень нравишься, но я – друг, волонтёр, не мама или папа». Если у ребёнка есть приезжающие к нему родители, об этом тоже можно упомянуть.
Валерия - не просто психолог. Она сама уже несколько лет является добровольным индивидуальным помощником одного из подопечных «Апельсина». С Сашей Валерию связывает крепкая эмоциональная связь. Историю их дружбы можно прочитать в материале портала «Такие дела» «Саша, Лера, Апельсин»