Новости
Специалисты в интернаты

Саймон говорит… Правда, совсем немного

Дети из Детского дома-интерната - ещё те «крепкие орешки». Елена Мясникова, логопед БОО СПб «Апельсин» уже девять месяцев в рамках проекта Фонда президентских грантов «Во взрослую жизнь вместе» занимается формированием и развитием речи воспитанников павловского дома-интерната. Мы поговорили с Еленой об успехах ребят и сложностях, с которыми Елена сталкивается.
Елена, скажите, пожалуйста, какие задачи Вы ставите перед собой, работая в Детском доме-интернате? Ведь к Вам попали уже не маленькие детки, для которых развитие речи является естественным процессом, свойственным детям до трёх-четырёх лет, а уже взрослые дети школьного возраста, у подавляющего большинства которых тяжёлые нарушения речи.

Моя сверхзадача - запустить речь у неговорящих детей. Принимая во внимание тяжесть нарушений и уже, действительно, немалый возраст, добиться появления хотя бы отдельный слов и фраз. Диагнозы у детей разные, большинство из них совсем не говорят. И создается впечатление, что эти дети совершенно не заинтересованы в общении с другими людьми. Они не понимают, зачем им это нужно. Но на практике всегда оказывается, что это не так. Дети просто не знают, как общаться. Языковое развитие у них нарушилось на самых ранних этапах.

Проблема ещё усугубляется нарушением обработки слуховой информации, которое есть у большинства детей ДДИ (проблема не с ушами, а качеством обработки информации). Из-за этого возникают трудности с пониманием услышанного.
С чего Вы начитаете занятие с новым ребёнком?
Главное - установить контакт, вызвать чувство доверия к себе. Далее я строю работу в нескольких направлениях, очередность в выборе которых зависит от того, что является первичным препятствием. Это и формирование языкового механизма (развитие собственно речи), и формирование потребности в речи, и преодоление негативизма. Для преодоления негативизма большое значение имеет развитие мотивации, желания ребенка. Для каждого человека важна успешность. Эти дети, в большинстве случаев, не понимают, правильно ли они поступают. Это означает, что у них нет ощущения успешности и им незачем учиться чему-либо. Одним из важных моментов является развитие речевого слуха, слухового восприятия, слуховой памяти и понимания речи. Одновременно занимаемся развитием социальных навыков.

Формирование графомоторных навыков

Как работать с развитием слухового восприятия? Может ли это делать не логопед, а, например, волонтёр, навещающий ребёнка?
Для развития слухового восприятия и понимания речи необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была при общении с ребенком наиболее простой, односложной. Это главный совет для волонтёров.
Давайте подумаем и понаблюдаем, как обычный взрослый человек изучает иностранный язык. Сначала он изучает фонемы, звуки нового языка и запоминает на слух слова, для этого используются предметы и картинки. Чаще всего это предметы обихода, быта. Вторым этапом, становится соотнесение слова с предметом. Чтобы воспроизвести слово, человек припоминает картинку или предмет, а потом пытается вспомнить слово, которое это обозначает.

По этой же схеме мы обучаем языку детей с проблемами речи, у которых сензитивный период самостоятельного обучения речи прошел.

Соблюдаем при этом главное правило — к каждому ребенку подходим индивидуально. У одного ребенка могут начать первыми появляться гласные звуки (они влияют на мелодику речи), у другого согласные (отвечают за понятность слов). Опираемся на имеющийся в репертуаре ребенка звуковой набор.
А как создавать условия, чтобы у ребенка чаще возникала потребность в речи?

Стоит понимать, что ребенок и его окружение привыкли к определенному поведению. И теперь нужно сформировать новый его тип. Нужно постараться убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему что-то будет нужно, он должен озвучит возможным способом. Захочет сок, должен произнести «О» или «ОК» или «СОК». Требования должны быть одинаковыми, изо дня в день. Тогда они будут привычными для ребенка и не будут вызывать агрессию и другого проблемного поведения.

Вы работаете с сентября 2023 года, проводя индивидуальные и групповые занятия один раз в неделю. Это, конечно, капля в море. Но всё же. Какие на сегодняшний день Вы видите подвижки у ребят?

Речевая задержка у детей с нарушением интеллекта (в ДДИ все дети имеют такое нарушение) начинается еще в младенчестве, фактически, с лепета и первых «лепетных» слов. У многих детей с нарушением интеллекта речь появляется в 3-4 года и даже позже. Поэтому у ребенка формируется серьезное системное недоразвитие всех речевых компонентов.

При этом если нарушение интеллекта лёгкое, то речь такого ребёнка может мало отличаться от речевых нарушений нормотипичныйх детей. Более сложные нарушения интеллекта влекут за собой и существенные речевые проблемы.

Расскажу о некоторых результатах.

  1. У Никиты (13группа) за период работы появилась «тарабарская» речь. Он стал уверенно держать карандаш в руке, появились графомоторные навыки.
  2. Анатолий (12 группа). С Толиком ведём работу по всем видам дисграфии. Уменьшилось количество ошибок, стал писать грамотнее.
  3. Алексей (12 группа). Раньше писал только печатные буквы. Сейчас научился писать и прописные буквы.
  4. Артем и Ярослав (11 группа), Максим (16 группа). Ребята стали уверено держать в руке карандаш, появились некоторые графомоторные навыки.
  5. Ещё у нескольких ребят - Александра, Матвея и Вали ( 12 группа), а также у Егора и Ромы (13 группа)- пошло развитие фонематического слуха. На логоритмических занятиях мальчики удерживают взгляд и повторяют движения.
  6. Денис (11 группа ) стал охотно ходить на занятия, нашел общий язык с психологом Лерой. С осторожностью принимает все новое. Графомоторные навыки тоже начали формироваться
  7. У Даниэля (11 группа) тоже фиксирую развитие фонематического слуха.
  8. Тигран и Александр Я.(14 группа) начали повторять звуковые дорожки. А ещё начали повторять первые слова и читать по слогам.
  9. Максим (14 группа) начал читать по слогам, потихоньку уходит от нозального произношения (в нос), речь стала более понятной.
  10. У Саймона (15 группа, сейчас парень уже переведен в интернат для взрослых) появились первые фразы.
  11. У Гриши (15 группа) появились первые слоги.
  12. Дима (13 группа) отвечает более осознано на вопросы, стал более усидчив на занятиях, продолжается развитие фонематического слуха.
  13. У Савелия (13 группа) идёт развитие фонематического слуха.

Индивидуальное занятие в ДДИ №4

Советы Елены по общению с детьми и взрослыми с нарушениями развития смотрите в коротком видео по ссылке.

Елена не только логопед. Она уже несколько лет является волонтёром «Апельсина» и знает некоторых ребят давно. Елена волонтёрила в нашем ежегодном лагере самостоятельной жизни, помогала проводить разные мероприятия, смотрела за ребятами и выполняла любую работу.
Made on
Tilda